Деловая неделя

Cамой типичной структурной ошибкой на проанализированных 230-ти иркутских корпоративных сайтах является разделение информации на насколько страниц там, где было бы достаточно одной.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РЕКЛАМНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ «Деловая неделя» (Иркутск)

О так называемых динамических веб-сайтах

Под словом «динамический» можно понимать разное. Нередко предприниматель желает завести для своей фирмы сайт, на котором бы «всё переливалось, мерцало и шевелилось, как живое». Это иллюстрация одного из самых первых, простых значений слова «динамический». Сайтостроители, напротив, обычно согласны считать «динамическим» нечто не менее сложное, чем интернет-магазин с прямой оплатой веб-деньгами (в этом случае уже не так важно, будут там мельтешить рекламные баннеры или нет), или, допустим, сайт с громоздкой системой «автоматического» обновления информации. У тех и у других сладко замирает сердце при звуках волшебного слова «флэш» (у предпринимателя: «Во круто! Какие понты!» У веб-разработчика: «Сколько бабок-то срубить можно будет! Во попёрло!..»). Действительно, что может быть динамичнее мультика?

— Только игра. Когда зритель становится не просто наблюдателем (пусть даже очень интересного зрелища), но и живым участником событий. Для Интернета наиболее правильным значением слова «динамический» всё-таки следует считать интерактивный. Такого слова в классических словарях, пожалуй, не встретишь. Разве что в самом Интернете. Можно сказать: «интерактивный режим работы» (например, с базой данных). Можно, наверное, сказать и «интерактивный сайт». В первом случае режим работы позволяет пользователю непосредственно, своими собственными руками изменять данные. Во втором устройство сайта позволяет пользователю выбирать информацию, а также форму её представления на экране; при этом пользователь не только получает информацию с сайта, но и сам активно отправляет её (в виде команд и даже содержательных реплик).

Существует специальный раздел сайтостроения, который так и называется — DHTML (Dynamic HTML). Однако чётких границ между «статическими» и «динамическими» сайтами не существует. Строго говоря, любой веб-сайт из более чем одной страницы является динамическим. Потому что он по определению интерактивен: ведь раз на сайте больше одной страницы, значит, у пользователя появляется выбор, и это даёт ему возможность стать активным, проявить свою волю. И наоборот, при чрезмерной активности авторов сайта (навязчивая гиф- и флэш-анимация, «бегущие строки», самопроизвольно всплывающие окна) воля пользователя, по сути, подавляется, активность становится довольно-таки односторонней, и об интерактивности (то есть взаимной активности авторов и читателей) не может быть и речи.

На современных сайтах обычно бывает гораздо больше одной страницы, а у пользователя, следовательно, довольно широкий выбор направлений при передвижениях по информационным цепочкам (через гиперссылки). На так называемых «информационно-новостных» сайтах выбора, конечно, никакого нет: там авторы ведут читателя на верёвочке от слова «инфляция» к беспроигрышным комбинациям из слов «тёща» и «задница» (последняя обычно из «большой тусовки» и без штанов). На хороших же, «правильных» сайтах производственной тематики можно смело говорить о большей или меньшей степени интерактивности, связанной с более или менее искусным построением сайта.

Более искусным следует считать построение, при котором пользователь быстрее всего может получить нужную информацию. Самой типичной структурной ошибкой на проанализированных 230-ти иркутских корпоративных сайтах является рассеяние информации, разделение её на насколько страниц там, где было бы достаточно одной: «Пропустить заставку», «Главная», «О компании», «Реквизиты», «Контакты», «Новости» — в подавляющем большинстве случаев логически должны находиться вместе, на одной странице; наличие многих страниц вместо одной наводит на мысль о постраничной оплате за изготовление сайта...

Рассеяние информации создаёт избыточный выбор и заставляет пользователя проявлять «ложную» активность, постоянно попадать «не туда», что не может не вызывать раздражения. Избыток активности, навязанный читателю неудачной структурой, так же плох, как и подавляющие активность флэш-баннеры и всплывающие окна.

Интернет — среда обмена информацией, прежде всего, для чтения. Поэтому наибольшей интерактивностью, несомненно, обладают интернет-ресурсы, на которых читатель может становиться автором (или обратно читателем), когда захочет: чаты, форумы, доски объявлений. Сюда можно было бы отнести общие для всех сайтов элементы - гостевые книги (и вообще формы обратной связи), если бы хозяева сайтов гарантированно читали всё, что там пишется (а то какой интерес писать «в никуда»). Можно, конечно, считать «динамическими» и некоторые внешние эффекты (которыми как раз и управляют с помощью DHTML): например, изменение цвета фона при наведении мыши на какой-нибудь объект (на этот абзац). Наиболее яркий, законченный эффект DHTML обычно достигается щелчком мыши (попробуйте).

D.M., 09.08.06

Читать все комментарии (0)

Добавить комментарий:

*Автор:
E-Mail:
*Текст: